Когда много пишешь, то не особо задумываешься, какими принципами стоит руководствоваться при создании текста. Кажется, вот заказчик принял работу, и, слава Богу, берем следующую. Хотя, как я уже говорил: учиться можно прямо в процессе практики. Но перелопатив тонну материалов, как-то перестаешь задумываться об общении текста с потребителем. С тем, кто будет читать твои творения, и будет ли вообще… А то еще фыркнет и скажет: «Какая муть!» Вот почему мне захотелось написать статью о том, как сделать текст читабельным. Чтобы не тошнило, а, наоборот, хотелось почитать еще. И сам буду поглядывать сюда впоследствии, чтоб не забываться, и кому из читательской братии захочется написать шедевр, будет в подмогу. В общем, поехали…
Читаем сами
Как ни странно, самым первым пунктом пойдет пожелание читать самим. Я лично так и делаю, просто читаю все, что попадается под руку. Хочется о вреде здорового питания – пожалуйста, хочется о приключениях папуасов – непременно, да еще и запоем, опять же если автор хорошо пишет. Думаю, все Вы сталкивались с книгами нон-фикшн, которые читать интересно, я лично их перелопачиваю просто море, и интересно и всегда познавательно. Не говоря уже о классиках, вот кого я читаю внимательнейшим образом, присматриваюсь к языку, метафорам, перекатам, любуюсь компактностью и одновременной емкостью. Словом, читать всегда можно с огромной пользой для общего кругозора и выплавления собственного стиля. Читаем сами, много и разных направлений.
Быть собой
Как ни заезжено звучит, а лучше всего быть собой в тексте, над которым работаешь. Сколько раз замечал, начинаю писать сухо, как требует заказчик, и текст получается отвратительным. Нет, конечно, приходится иногда работать для подобных заказчиков, и им даже нравится текст, но вот мне не очень. Даже в очень официальной статье пытаюсь провернуть что-нибудь каверзное, и прокатывает, почти всегда. И писать становится намного интереснее, и хочется надеяться, что читатель твои выкрутасы оценит. Хотя перегибать палку тоже не стоит. Изрядно пересыпая текст оборотами и фигурами, можно и совсем уйти в дебри, так что хорошего помаленьку. Подытоживая, быть собой нужно в меру.
Долой трудные слова!
Как ни странно, читатели не любят редко употребимые слова, сами то мы, нахватавшись заумных словечек, впопад и не очень горазды сыпать ими в тексте, но копирайтеру опасно забываться. Читатель, не понимающий через слово, о чем мы там пытаемся ему толковать, просто плюнет на середине второго абзаца и пойдет читать что-то другое, более удобоваримое. Поэтому не стоит зарываться в философские дебри. Лучше написать проще, об этом еще классики говорили. Да и с избитой мудростью не поспоришь: «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Упрощаем текст, даже к нон-фикшн это в полной мере относится. Излишняя сложность отвлекает от основной мысли статьи, так недолго и самому ее потерять.
Используем примеры
Использование примеров на порядок облегчает жизнь читателю, особенно, если текст получается действительно непростым для освоения. Примеры и еще раз примеры, вместе со сравнениями, аналогиями, метафорами, все идет в ход, чтобы разбавить сложный текст, а то читатель так и не доберется до его конца. О нем, о читателе, необходимо заботиться, ведь для него работаем. А еще можно по пути какую-нибудь байку ввернуть. Особенно, если уместно, не для красного словца, а чтобы не сводило мозги от умственных усилий. В общем, используем примеры, умеренно, если текст достаточно официальный, и неумеренно, если приходится прорываться сквозь дебри серьезных технических построений.
Читаем, что получилось, вслух
Сознаюсь, где-то подсмотрел, сам до такого не догадался сразу. А вот попробовал и очень понравилось. Надо только благодарного слушателя найти, не критика, он еще будет в лице заказчика, а доброжелательного человека. Вычитывание вслух очень помогает при удалении из текста неудобоваримых конструкций. Причем на бумаге их вообще не видно, а только начинаешь читать вслух, сразу вылезают все бяки, которые тут же можно и поправить. Удобно до безобразия!
Резюме
Все на этом. Очень Вам желаю написать много хороших текстов и себе тоже. Надеюсь, сказанное выше поможет Вам сделать свои тексты еще более интересными, а Вас, как копирайтера, поднимет на недосягаемые высоты радости творческого подъема, с которым так приятно по пути, но которого бывает так непросто поймать за перо. Обязательно поразбираемся в премудростях писательского ремесла, к которому в контексте читабельности текста требований еще больше. Но это уже совсем другая история. До новых встреч!