Вы находитесь здесь: Главная > Литературная теория > Современная классификация в литературе

Современная классификация в литературе

Modern literatureПродолжая для себя, и как для копирайтера, и как для писателя, укладывать по полочкам основные теоретические, и не только, аспекты литературы, захотелось разобраться немного с классификацией в литературе. Статья будет далека от научного стиля изложения, просто самому, как следует, разобраться захотелось, глядишь, и другим полезно будет узнать. Поэтому не ждем академичности литературоведческих монографий, а будет всего лишь беглый взгляд наблюдателя, можно сказать, постороннего, но пытающегося постичь эту самую литературную премудрость.

Два вида литературы

В самом топе иерархии продукции современного литературного цеха мы наблюдаем два основных направления: собственно, художественная литература, или худлит (совершенно цензурное слово), а также нехудожественная литература, или нон-фикшн на любимом сленге всея планеты – языке Шекспира и Байрона (вот такой штамп по пути).

Первый вид характеризуется выдуманными персонажами и фабулой, второй – обязательной привязкой к фактическому материалу, имевшему место в физической вселенной.

Худлит можно поделить на жанры, как, впрочем, и нехудлит. Но мы начнем с другого интересного разделения. Предупреждение. Сейчас начнется серьезное отклонение от классического литературного здания с классификациями по родам, форме и содержанию. Кому интересно это, открываем учебник по литературе, либо статью в Википедии, там очень много полезного. Цель же этой статьи – разобраться с основной классификацией и прихватить немного современные веяния в литературном сообществе.

Разбираем художественную литературу

Итак, художественная литература довольно логически, по крайней мере в современных реалиях, делится на четыре вида.

Классика. Повторюсь, составителям литературных хрестоматий рекомендовано просмотреть то, что обсуждается далее, по диагонали. Итак, классика — само это слово говорит за себя. Все знают Пушкина, Лермонтова, Чехова и других – не будем превращать сие в урок литературы седьмого класса школы.

Мейнстрим. И снова не напрягаемся, англицизмы сейчас в моде, литературное сообщество всего мира пока подвержено серьезному влиянию англоговорящей части планеты. Главный поток – это вроде понятно даже младенцу, в кинематографе, с которым, кстати, современная литература поет очень гармоничный дуэт, таковым называют просто попсу. Но в литературе мейнстрим характеризуется несколько иначе, нежели в кино. Здесь этот термин закрепился за реалистичным описанием действительности, обычно современной, либо близкой к современной. Рассматриваются реальные люди, их отношения с жизнью, их философия, а, вернее, авторская позиция, выдаваемая персонажами в их действиях и внутренних переживаниях. Литература, требующая от писателя серьезной подготовки и совершенно не ограничивающая его рамками жанра, наоборот, предоставляющая ему возможность создавать на стыке нескольких жанров. Кстати, в классике можно повстречать множество примеров того, что сейчас спокойно могло бы сойти за мейнстрим.

Жанровая литература. Вот где появляются определенные рамки, за которые автор не имеет права уходить, создавая, при этом, новые миры, вселенные и все в таком духе. Фабула в данном виде рулит, и все здесь подчинено требованиям сюжетного рисунка. Мастерство писателя здесь заключается в его способности создавать в интуитивно угадываемых читателем рамках непредсказуемое развитие событий или целый новый мир. Читателя все это действо удерживает основным вопросом жанровой литературы: что дальше? В жанровой литературе, исходя из названия, можно выделить все основные жанры художественной литературы, о которых речь в соответствующей статье.

Элитарная литература, интеллектуальное чтиво. Можно называть последний рассматриваемый тип по-разному. Суть следующая. Направление создано было в противовес мейнстриму: не для масс, но для писательско-читательской элиты. Искусство ради искусства, в общем, этакое чтение для избранных, которое, несмотря на ограничения для общей читающей массы, все равно в эту массу понемногу проникает, размывая, казалось бы, достаточно четкие границы между элитарной прозой и мейнстримом.

Нон-фикшн: «серьезная» литература

Вообще-то, нон-фикшн – это целая отдельная тема для разговора. Но уже не в рамках данной статьи. Как уже упоминалось, сия литература опирается на реальные факты и представляет собой «серьезную» разновидность литературной деятельности для авторов, работающих обычно в таких областях. Документальная: мемуары, хроники, биографии и так далее; эссеистика, публицистика, критика, разнообразная научная литература, словари, энциклопедии и даже учебники. Здесь за отклонением от действительности следует строгое наказание: автора перестают воспринимать всерьез, так что имеем ввиду.

Резюме

Ну вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать в этом небольшом обзоре литературного наследия человечества. Спросите, для чего все это? Ну, мне вот, например, намного понятнее стала современная литература, а также замахиваемся на пробы пера в различных жанрах, а, точнее, видах литературы. В конце концов, нацеливаясь на дальнейшую публикацию, а до нее мы тоже обязательно доберемся, необходимо хорошо представлять себе язык современного литератора, чтобы не только пользоваться им, но и знать, что же от тебя требует современное литературное сообщество. До встречи в новых материалах блога!

Теги:

2 комментария к записи “Современная классификация в литературе”

  1. EdwardTus:

    Это интересно. Скажите мне, пожалуйста — где мне узнать больше об этом?

Источник: referatklass.ru

Оставить комментарий